2001

avt-2001-01. Тихомиров А.В. Права пациента // Здравоохранение. – 2001. – № 2. – С.159-168.

[spoiler]Существуют ли права пациента в отрыве от неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина или они возникают в отношениях, складывающихся при оказании медицинской помощи? Влекут ли права пациента возникновение обязанности государства или обязанности установленного законом круга лиц, например, медработников (или медицинских организаций, или еще более узко – учреждений здравоохранения)? Какова ответственность за нарушение перечисленных в названной норме прав пациента, и в каких случаях наступает? А если упомянутый законодательный акт на эти вопросы ответов не дает, чем обусловлено выделение в нем понятия «права пациента»? Если право – это прежде всего жизнь, а не формально-абстрактное ее отражение, то законы лишь постольку являются правом, поскольку адекватно отражают динамику объективного общественного развития. Смысл связи права и закона состоит в том, что закон, как выражение государственной воли, призван быть точной и в научном отношении безупречной формулировкой действительного, объективно возникшего, фактически существующего и развивающегося в обществе права. Наличны ли и действительны ли права пациента? Безусловно, да. Однако способны реализоваться они лишь тогда, когда обращающийся за медицинской помощью приобретает статус пациента.[/spoiler]

avt-2001-02. Тихомиров А.В. Правовой режим информации, предоставляемой пациенту // Здравоохранение. – 2001. – № 7. – С.161-171.

[spoiler]Обязанностью медицинской организации является отпуск необходимой и достаточной информации – для вступления пациента в сделку с ней, для установления факта исполнения обязательств по этой сделке и для отражения сдвигов в здоровье пациента. И правом пациента является обладание соответствующей информацией. Уровень активности медицинской организации по предоставлению пациенту соответствующей информации является показателем ее хозяйственной зрелости в складывающихся социально-экономических условиях.[/spoiler]

avt-2001-03. Тихомиров А.В. К вопросу об обязательствах вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Закон и право. – 2001. – № 8. – С.24-33.

[spoiler]Правоприменение оказалось лицом к лицу с проблемой, которая прежде не стояла. Для гражданина современной России, как и для гражданина любой цивилизованной страны, стало важно, насколько ухудшает качество жизни допущенный вред здоровью и чего стоит возможность восполнить его. И величина телесных повреждений, равно как степень утраты трудоспособности, в той мере отражают значимость причиненного вреда здоровью, в коей показательны для определения, насколько это отразится на качестве последующей жизни пострадавшего. Выяснить последнее обстоятельство – задача правоприменителя, а не эксперта.Как оказалось, проблема состоит не только в ее материальном существе, но и в неготовности существующей процессуальной практики к ее разрешению. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего судейский корпус не обладает – и не обязан обладать – специальными познаниями в области медицины. В своих выводах суд опирается на данные судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), но оценить их приемлемость для целей правоприменения суд не в состоянии. О пороках же СМЭ достаточно широко известно. Суд, целиком и полностью полагаясь на выводы судебно-медицинской экспертной комиссии, по существу передоверяет ей правоприменительный инструмент. Ничто не ограничивает в этом случае СМЭ, чтобы воспользоваться негодными средствами или иным образом злоупотребить доверием суда.[/spoiler]

avt-2001-04. Тихомиров А.В. Правовой режим хозяйствования учреждений здравоохранения // Здравоохранение. – 2001. – № 9. – С.171-179.

[spoiler]Режим хозяйствования является производным от режима имущества, не будучи вещным, определяющие его правила могут быть установлены договором между собственником имущества и учреждением.
Что в таком договоре может быть установлено?
Прежде всего, в чем заключается процесс хозяйствования учреждения, какой хозяйственный результат является мерилом эффективности его хозяйствования; какие критерии применимы для оценки эффективности хозяйствования и через какой контрольный срок (период хозяйствования); какова процедура оценки эффективности хозяйствования учреждения; какие результаты хозяйствования свидетельствуют о его неэффективности и какие последствия должны наступить в этом случае, в каком порядке и для кого; как результаты хозяйствования отражаются на имущественном положении организации и работающего в ней персонала, в каком порядке и в каких соотношениях и величинах; несет ли собственник дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам учреждения в части приращенного имущества и, если нет, то как отвечает этим имуществом учреждение; какие критерии лежат в основе распределения приращенного учреждением имущества между собственником и учреждением; что является недопустимым умалением имущества; каковы критерии допустимости хозяйственных операций, связанных с восполнимыми оперативными умалениями имущества; как формируется орган такого юридического лица, как учреждение; какие критерии лежат в основе оценки эффективности его деятельности; какой срок является контрольным для оценки эффективности его деятельности; какова процедура судебной защиты титульного владения учреждения против собственника, от чего собственник должен воздержаться в этой процедуре и в течение какого времени; критерии и порядок определения и изъятия неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждения и т.д.
Такой договор предоставляет широкие возможности для достижения формальной определенности отношений между собственником и учреждением вне пределов вещных отношений между ними (задания собственника в отношении имущества, закрепляемого за учреждением).
Так может определяться и устанавливаться режим хозяйствования учреждений здравоохранения.[/spoiler]

avt-2001-05. Тихомиров А.В. Рынок медицинских услуг и публичное управление: два пути развития // Закон и право. – 2001. – № 9. – С.22-29.

[spoiler]Перед институтом управления здравоохранением, стагнирующим в неведении, как приспособиться к существующим социально-экономическим условиям, существует множество путей, которые сводятся к одному условию: вместо противопоставления рынку необходимо войти в рынок и усвоить существующие на нем правила, чтобы максимально облегчить себе и сделать максимально выгодным как для общества, так и для государства как организации общества участие в экономическом обороте в отрасли. Управление как руководство изжило себя: на смену правилам субординации приходят правила координации. Квазиэкономические (административно-хозяйственные) методы управления должны быть заменены на юридические. Чтобы юридически основательными методами осуществлять управление отраслью в условиях рынка, необходимо понимание существа рыночного оборота – экономического содержания формирующихся правоотношений и юридической формы каждого из экономических отношений. В этом случае станет возможным определение функций и направлений публичного управления в отрасли и установление ориентиров и критериев эффективности такого управления.[/spoiler]

avt-2001-06. Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. – М.: Статут, 2001. – 256 с.

[spoiler]Настоящий труд основан на публикациях автора в медицинских и юридических журналах последующего периода. В нем получило развитие исследование автора правовой категории медицинской услуги и договора о возмездном оказании медицинской услуги как сделки, как правоотношения и как документа, раскрываются публично-правовые и частноправовые аспекты договора о возмездном оказании медицинской услуги. В работе дана юридическая оценка положению дел в организации здравоохранения с позиций действующего гражданского законодательства и приведены общие пути преодоления существующих проблем. Книга рассчитана на юристов, специализирующихся в сфере организации здравоохранения, организаторов здравоохранения, главных врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и руководящих менеджеров других медицинских организаций, а также будет полезна широкому кругу заинтересованных юристов, практических врачей и других читателей.[/spoiler]