2002

avt-2002-01. Тихомиров А.В. Режим имущества государственных и муниципальных учреждений. Научно-практическое пособие. Общая часть. – М.: РИГР, ЦНИИОИЗ, 2002. – 84 с.

[spoiler]Учреждение в качестве субъекта имущественных отношений, в фокусе его отношения к имуществу и к лицам по поводу имущества прежде не рассматривалось. Во многом это обусловлено тем, что учреждению традиционно придавалось значение проводника политики государства и в любом случае – элемента публичной сферы. В условиях монопольного участия государства в жизни общества в прежние годы учреждение выступало именно в этом качестве. В изменившихся условиях категория учреждения переместилась из публичной сферы в частноправовое пространство, став характеристикой разновидности субъектов гражданского права. Однако, если в отношении организаций, прямо ориентированных на осуществление экономически выгодной деятельности (хозяйственных товариществ и обществ, и т.д.), сложилось соответствующее характеру этой деятельности ее понимание, то учреждения в качестве субъекта деятельности по поводу имущества до настоящего времени не воспринимаются. Этим обусловлено то, что учреждение существует как конечная видовая категория юридического лица. Отсюда оценка отношения всех учреждений к имуществу приводится к единому знаменателю. Между тем учреждение по существу является родовой категорией под единым обобщающим названием: существуют учреждения, деятельность которых не имеет имущественного эквивалента (государственная власть, публичное управление), и те, деятельность которых приведена к такому эквиваленту – по смете или в порядке товарообмена. Многоукладность режима имущества организаций под объединяющим названием «учреждения» должна, наконец, найти дифференцированное понимание. Тем самым оценка деятельности учреждения по поводу имущества должна быть иной, нежели деятельности, не приводимой к материальному эквиваленту, а деятельность учреждения в режиме сохранности имущества должна находить отличия в оценке от таковой в режиме имущественной активности. Таким образом, в соответствующей части учреждения в своей деятельности ориентированы на имущественный результат. Задача состоит в том, чтобы оценка деятельности таких учреждений осуществлялась бы не мерой оценки деятельности остальных, а той, которая соответствует характеру этой деятельности и которой должны быть присущи здоровый прагматизм и адекватность реалиям.[/spoiler]

avt-2002-02. Тихомиров А.В. Значение договора при оказании медицинских услуг // Российская юстиция. – 2002. – № 8. – С.16-17.

[spoiler]Медицинское вмешательство представляет собой управляемое дозированное, охватываемое предварительным волеизъявлением правообладателя воздействие на здоровье; пороки воли, формы установления и содержания правоотношения исключают правомерность причинения вреда при осуществлении медицинского вмешательства; в силу пороков воли, формы установления и содержания договорного правоотношения причинение вреда при осуществлении медицинского вмешательства обусловливает формирование внедоговорного правоотношения из деликта.[/spoiler]

avt-2002-03. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Роль субсидиарных обязательств публичного собственника в отношениях обязательного медицинского страхования // Главврач. – 2002. – № 8. – С.8-12.

[spoiler]Соблюдение правил медицины в ходе воздействия на здоровье не исключает и не заменяет необходимости предварительного получения информированного добровольного согласия на то его обладателя в контексте ст.32 Основ; медицинское вмешательство представляет собой управляемое дозированное, охватываемое предварительным волеизъявлением правообладателя воздействие на здоровье; пороки воли, формы установления и содержания правоотношения исключают правомерность причинения вреда при осуществлении медицинского вмешательства; в силу пороков воли, формы установления и содержания договорного правоотношения причинение вреда при осуществлении медицинского вмешательства обусловливает формирование внедоговорного правоотношения из деликта.[/spoiler]

avt-2002-04. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Учреждения здравоохранения как элемент системы здравоохранения // Главврач, 2002, № 9, С.4-7.

[spoiler]В сложившемся виде учреждение здравоохранения, вовне системы здравоохранения признаваемое самостоятельным субъектом права как юридическое лицо (ст.53 ГК РФ), остается обезличенным объектом затратно-распределительного размещения материальных средств на цели здравоохранительной политики, при котором здравоохранительная деятельность для самого учреждения здравоохранения не имеет ни имущественного содержания, ни правовой формы.[/spoiler]

avt-2002-05. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Перепрофилирование неэффективных хозяйств учреждений здравоохранения // Главврач. – 2002. – № 10. – С.11-13.

[spoiler]Неэффективное в части медицинской деятельности учреждение здравоохранения сможет стать не только высокодоходной самофинансирующейся организацией иного профиля деятельности, производящей высоколиквидный продукт, но и способствовать цивилизованному преобразованию и упорядочению всего оборотного пространства в области охраны здоровья в согласовании с задачами органов управления здравоохранением.[/spoiler]

avt-2002-06. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Разграничение общих и частных отношений органов управления здравоохранением с учреждениями здравоохранения // Главврач. – 2002. – № 11. – С.18-23.

[spoiler]Общее управление в области охраны здоровья и частное управление имущественной сферой учреждений здравоохранения органами управления здравоохранением имеют существенные различия в объектах и субъектах, а также по предмету и методу:
1) При осуществлении функций управления здравоохранением необходимо различение и разграничение сферы управления социальными процессами в области охраны здоровья и сферы управления хозяйствованием учреждений здравоохранения.
2) Управление социальными процессами как осуществляемое в экономическом пространстве области охраны здоровья носит организационно-финансовый (не административный) характер.
3) Предпочтения или протекционизм в отношении учреждений здравоохранения при осуществлении органами управления здравоохранением общего управления являются противоправными.
4) Перенос на учреждения здравоохранения в их экономической деятельности социальных обязанностей органов управления здравоохранением не является фактически и юридически обоснованным.
5) Спрос органами управления здравоохранением с учреждений здравоохранения подлежит осуществлению по имущественным результатам их деятельности.
6) Органы управления здравоохранением в зависимости от выраженности аффилиативной связи с учреждениями здравоохранения разделяют последствия их экономической деятельности.
7) По мере ослабления аффилиативной связи с органами управления здравоохранением увеличивающаяся хозяйственная самостоятельность учреждений здравоохранения должна сочетаться с минимизацией ими обусловленных ею имущественных рисков публичного собственника.[/spoiler]

avt-2002-07. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Юридические основы хозяйственного управления имуществом учреждений здравоохранения // Главврач. – 2002. – № 12. – С.13-21.

[spoiler]Отношения учреждения здравоохранения как субъекта хозяйствования с собственником, от лица которого действует соответствующий орган управления здравоохранением, нуждаются прежде всего в организационном реструктурировании, основные направления которого могут быть представлены в следующем виде: 1) Органы управления здравоохранением, осуществляя управление социальными процессами в области охраны здоровья, организуют управление распределением финансовых средств между субъектами практической здравоохранительной деятельности, освоением которых достигаются цели удовлетворения территориальных потребностей граждан в медицинской помощи. Такое распределение финансовых средств должно происходить не в порядке бюджетного финансирования медицинских организаций публичной принадлежности (учреждений здравоохранения), а посредством конкурсного размещения целевых публичных заказов. 2) Органы управления здравоохранением, осуществляя управление корпоративным имуществом здравоохранения, обеспечивают бюджетное содержание учреждений здравоохранения, которое необходимо для материально-безэквивалентных предоставлений (медицинской помощи) нуждающимся. 3) Учреждения здравоохранения самостоятельно осуществляют хозяйственное управление имуществом, создаваемым от оборота материально-эквивалентных предоставлений (медицинских услуг) в отношениях иных, чем с собственником, в пределах, в которых собственник не поступается и не рискует поступиться имуществом, принадлежащим учреждению.[/spoiler]