2003

avt-2003-01. Тихомиров А.В. Управление учреждениями здравоохранения в отношениях собственности: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. – М., 2003; Тихомиров А.В. Управление учреждениями здравоохранения в отношениях собственности: Дисс. … канд. мед. наук. – М., 2003, 244 с.

[spoiler]За переменой социально-экономического устройства государства не последовало изменения характера управления учреждениями здравоохранения. Последствия же такого управления приобрели правовой характер. Эти последствия стали проявляться потерями в имущественной сфере. В учреждения здравоохранения поступают ведомственные нормативные документы, которыми они руководствуются в своей деятельности, а нести ответственность им приходится в соответствии с правовыми актами, прежде всего – в соответствии с законом. В результате к деятельности учреждений здравоохранения требования органами управления здравоохранением предъявляются одни, а спрос в отношениях собственности осуществляется по другим (имущественным). Средоточием основных проблем организации здравоохранения в существующих социально-экономических условиях являются отношения между органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения. В обобщенном виде проблема современного отечественного здравоохранения сводится к нахождению роли и места учреждений здравоохранения в имущественных отношениях. До настоящего времени управление учреждениями здравоохранением в отношениях собственности не было предметом исследований.[/spoiler]

avt-2003-02. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Определенность и определимость отношений учреждений здравоохранения с учредителем //Главврач. – 2003. – № 1. – С.13-17.

[spoiler]Деятельность учреждений здравоохранения подчинена не правовым правилам, а меняющимся во времени предписаниям органов управления здравоохранения, что исключает определенность, предсказуемость и устойчивость как деятельностного положения учреждений здравоохранения, так и ситуации в здравоохранении в целом:
1) Отношения учредителя с учреждениями здравоохранения не достигают необходимой определенности постольку и в той мере, поскольку и в какой отсутствуют соответствующие их характеру правила, служащие единой для обоих мерой правовой оценки этих отношений.
2) Отношения учреждений здравоохранения с учредителем при посредничестве выступающих от его имени уполномоченных (органов управления здравоохранением) обнаруживают изъяны в той мере, в какой превратно истолковываются и произвольно реализуются в отсутствие соответствующих правовым реалиям и применимых правил.
3) Требования органов управления здравоохранением к учреждениям здравоохранения сами по себе не являются правилами. Они должны основываться на предустановленных в правовом порядке правилах и соответствовать им.
4) Требования органов управления здравоохранением к учреждениям здравоохранения должны происходить из правовых актов и не могут не соответствовать характеру правоотношений учредителя и учреждения.
5) Соответствующие характеру правоотношений учредителя и учреждений здравоохранения правила и выражающие их правовые акты нуждаются в дальнейшей разработке и детализации, для чего требуется необходимая методология их создания.[/spoiler]

avt-2003-03. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Единообразие и общеприменимость ориентиров и критериев оценки деятельности учреждений здравоохранения // Главврач. – 2003. – № 2. – С.14-20.

[spoiler]Для целей достижения единообразия и общеприменимости ориентиров и критериев оценки деятельности учреждений в здравоохранении необходима последовательная дифференциация применимой меры отношения к каждому из них как к субъекту права в зависимости от его юридического положения и характера осуществляемой деятельности.[/spoiler]

avt-2003-04. Тихомиров А.В. Поступление в бюджет имущества, создаваемого учреждением: на учет или в распоряжение? // Главврач. – 2003. – № 3. – С.24-27.

[spoiler]Практика отождествления бюджетной категории учета с гражданско-правовой категорией распоряжения имуществом, когда орган финансового контроля «забирает все средства от платных услуг, включает их в смету расходов на текущее содержание учреждения, т.е. на покрытие расходов по основным статьям сметы» с попустительства органа, исполняющего бюджет, обнаруживает явное противоречие действующему законодательству. Таким образом, применение со стороны собственника вместо бюджетного правомочия учета гражданского правомочия распоряжения в отношении имущества, к которому оно неприменимо, является основанием для обращения учреждения здравоохранения в суд за защитой от собственника нарушенного права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности (ст.305 ГК РФ).[/spoiler]

avt-2003-05. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Организационное положение учреждения здравоохранения в системе здравоохранения // Главврач. – 2003. – № 4. – С.17-28.

[spoiler]Для наступления правовых последствий имеет значение не организационное, а правовое положение учреждения здравоохранения. Правовое положение учреждений здравоохранения не определяется их организационным положением и не зависит от него. Организационное положение учреждений здравоохранения может не совпадать с их правовым положением, но организационное их положение не порождает желаемых правовых последствий, а пренебрежение к их правовому положению проявляется неблагоприятными правовыми последствиями. Тем самым организационное положение учреждений здравоохранения нуждается в приведении в соответствие правовому, а не наоборот.[/spoiler]

avt-2003-06. Тихомиров А.В. Учреждение как хозяйствующий субъект: отношения с собственником // Российская юстиция. – 2003. – № 4. – С.17-18.

[spoiler]Управление учреждением осуществляется по одному из трех возможных путей: собственник (учредитель) непосредственно осуществляет управление учреждением, одновременно выполняя функции как высшего, так и исполнительного органа; собственник (учредитель) является высшим органом управления учреждением, а исполнительный орган назначается собственником; собственник формирует высший и исполнительные органы управления учреждением, не принимая непосредственно участия в управлении, и осуществляет при этом права на имущество учреждения. В той мере, в какой собственник участвует в делах управления учреждением, положительные и отрицательные последствия хозяйствования учреждения ложатся непосредственно на него. Когда аффилиативная (управленческая) связь между собственником и учреждением наименее выражена, собственник вправе предъявить наибольшие имущественные притязания к учреждению. Таким образом, отношения учреждения как субъекта хозяйствования с собственником могут строиться в широком диапазоне возможностей, которые, не находя формальной определенности в законе, нуждаются в необходимом правовом оформлении.[/spoiler]

avt-2003-07. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Управление деятельностью учреждений здравоохранения: правовая характеристика // Главврач. – 2003. – № 5. – С.32-38.

[spoiler]Неприменение соответствующих и применение не соответствующих характеру объекта видов управления влечет неблагоприятные последствия, отражающиеся на состоянии этого объекта. Неоправданная монополия административного управления сказывается накладностью для бюджета как освоения нераспределенного, так и содержания распределенного имущества. Учреждения же здравоохранения, предназначенные для деятельности имущественного характера и способные к эффективному ее осуществлению, неадекватным управлением приводятся к состоянию обреченных на исключительно невосполнимо-затратное потребление. Применение пригодных технологий управления, переход от административного к публично-правовому и имущественному управлению деятельностью учреждений здравоохранения является условием восстановления системности и управляемости здравоохранения.[/spoiler]

avt-2003-08. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Защита права самостоятельного распоряжения имуществом учреждений здравоохранения //Главврач. – 2003. – № 6. – С.28-31.

[spoiler]Самостоятельное распоряжение учреждений здравоохранения имуществом, приобретенным от приносящей доходы деятельности, способно найти действенную правовую защиту в сфере имущественного страхования.[/spoiler]

avt-2003-09. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Потреблять нельзя воспроизводить: где ставим точку? // Главный врач: хозяйство и право. – 2003. – № 1. – С.13-17.

[spoiler]Существующий в настоящее время порядок сметного финансирования бюджетных учреждений имеет два основных недостатка. Во-первых, он по сути своей является затратным, то есть не создает стимулов к сокращению издержек и экономии бюджетных средств. Во-вторых, он не ориентирован на результат: бюджетом оплачивается не предоставление государственных (муниципальных) услуг, а само существование сложившейся в прошлом бюджетной сети.[/spoiler]

avt-2003-10. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Учреждения: pro et contra // Главный врач: хозяйство и право. – 2003. – № 1. – С.24-41.

[spoiler]Определены ответственные за несостоятельность социальной сферы. Ими назначены учреждения – образования, здравоохранения и т.д. К числу их пороков отнесена организационно-правовая форма и право на имущество. Им же вменяется в вину бесправность и обязанность все время исполнять указания госорганов, а также подконтрольность расходов – вплоть до ластика – и отсутствие социальной эффективности исполнения сметы. В Правительство Российской Федерации поступил законопроект «О специализированных государственных или муниципальных некоммерческих организациях». Предполагается, что альтернатива учреждениям в такой организационно-правовой форме приведет «реалии бюджетных организаций в соответствие с законом».[/spoiler]