2005

avt-2005-01. Тихомиров А.В. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 1. – С.3-8 (репринт // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. – № 4. – 37-42).

[spoiler]Реформирование здравоохранения нуждается в идеологии, которая должна сложиться прежде, чем оно начнет осуществляться; должно основываться на идеологии, которая отвечает социально-экономическим реалиям в государстве; имеет такую перспективу, какая идеологически имеет наиболее твердые отправные начала.[/spoiler]

avt-2005-02. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Пути совершенствования правового регулирования управления учреждениями здравоохранения в имущественных отношениях // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 1. – С.26-33.

[spoiler]Пути совершенствования специального правового регулирования управления учреждениями здравоохранения в имущественных отношениях состоят в дивергенции государственных или муниципальных учреждений здравоохранения и государственных органов или органов местного самоуправления по результату осуществляемой деятельности; конвергенции государственных и муниципальных учреждений здравоохранения с остальными организациями, оказывающими медицинские услуги, по характеру осуществляемой деятельности; дивергенции государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и остальных организаций, оказывающих медицинские услуги, по степени свободы участия в реализации социальных гарантий государства.[/spoiler]

avt-2005-03с. Стародубов В.И., Ковалевская О.Г., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Значение договора об оказании медицинских услуг в представлениях руководителей монопрофильных учреждений здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 1. – С.34-38.

[spoiler]Анализ представлений руководителей учреждений здравоохранения приводит к следующим выводам: 1) Основанием оказания медицинских услуг является факт обращения пациента за медицинской помощью, и лишь основанием оказания медицинских услуг, за которые платит сам пациент, является договор. Нахождение в отношениях обязательного или добровольного медицинского страхования освобождает учреждения здравоохранения от необходимости заключения договора с пациентом; 2) Договор обладает юридическим значением, но его организационное (организующее) и экономическое значение не является очевидным; 3) Условия, которые обязательно должен содержать договор по поводу медицинских услуг, могут быть установлены исключительно или в том числе ведомственными нормативами.[/spoiler]

avt-2005-04. Тихомиров А.В. Медицинская помощь вне пределов медицинской услуги // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 1. – С.39-43.

[spoiler]Медицинская помощь оказывается отнюдь не только в составе медицинской услуги. Но: 1) Медицинская услуга оказывается только на основании договора; 2) На основаниях, отличных от договора, медицинская услуга не оказывается; 3) В отсутствие договора медицинская помощь оказывается не в качестве медицинской услуги. Отсутствие договорных отношений является признаком того, что медицинская помощь оказывается вне рамок медицинской услуги. Обязанность действовать без поручения вытекает из опасности для жизни и здоровья нуждающегося, с которым лицо связано соответствующими обязанностями, в том числе по месту работы и/или по профессии. Различия между медицинскими услугами и действиями в чужом интересе без поручения состоят прежде всего в неодинаковости оплаты, а объединяет их медицинская помощь, являющаяся содержанием как медицинских услуг, так и действий в чужом интересе без поручения.[/spoiler]

avt-2005-05. Тихомиров А.В. Медицинские сообщества в России: назначение и функции // Главный врач: хозяйство и право, 2005. – № 1. – С.44-48.

[spoiler]В счет разнообразных взносов в медицинские сообщества они должны сформировать предложения своим членам. Чем шире перечень предложений, тем выше совокупная величина взносов. И чем ниже величина взносов, тем скуднее возможности медицинского сообщества (или его руководства). Отсюда неизбежно становление рынка медицинских сообществ. В зависимости от обширности предложений своим членам за счет вносимых ими взносов медицинские сообщества могут существенно различаться: в одних не предлагается ничего, и непонятно, ради каких выгод в него вступать; в других предложения носят декларативный характер (это видно по низкой степени диверсифицированности предложений и низким взносам); в третьих – предлагается немало, и взносы диверсифицированные и высокие. Принцип выбора один: для стагнации, медленного разложения не обязательно вступать в медицинское сообщество. Вступление в него диктуется широким спектром преимуществ, получаемых взамен соразмерных взносов.[/spoiler]

avt-2005-06. Тихомиров А.В. Отечественная организация здравоохранения: реформа идеологии // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 2. – С.2-8.

[spoiler]Без изменения идеологии организации здравоохранения невозможно соответствующее устройству государства реформирование здравоохранения. Любые реформы здравоохранения не приведут к благополучному результату, если идеология организации здравоохранения строится на приоритетах, не соответствующих политическим, юридическим, экономическим и социальным реалиям. И напротив, идеология организации здравоохранения, соответствующая существующим реалиям, обречена на удачу в реформировании здравоохранения.[/spoiler]

avt-2005-07. Тихомиров А.В. Предприятие как имущественный комплекс и его значение для здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 2. – С.24-28.

[spoiler]У предприятия как имущественный комплекс – большое будущее в здравоохранении. Прагматичное понимание, для чего нужно предприятие как имущественный комплекс и какую ценность оно представляет, позволит хозяйствующим субъектам формулировать свои перспективы.[/spoiler]

avt-2005-08. Иванов А.В., Тихомиров А.В. Информация как объект оборота в области охраны здоровья // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 2. – С.29-31.

[spoiler]Информация является оборотной или необоротной в зависимости от субъектного состава участников отношений, складывающихся в связи с ее предоставлением. Существующее законодательство предусматривает широкий выбор возможностей для оборотного использования информации и защиты прав на внеоборотную информацию.[/spoiler]

avt-2005-09с. Стародубов В.И., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Значение договора об оказании медицинских услуг в представлениях юристов // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 2. – С.32-37.

[spoiler]Абсолютным большинством по каждому вопросу анкеты юристы единообразно считают, что: основанием оказания медицинских услуг является соглашение (договор); договор всегда является основанием оказания медицинской услуги; договор по поводу медицинской услуги является средством регулирования отношений сторон; договор с пациентом должен охватывать все вопросы, существенные для сторон; стороной договора с пациентом является медицинская организация; в договоре об оказании и оплате медицинских услуг участвуют две стороны – исполнитель и заказчик (получатель и плательщик); в договоре пациент всегда выступает на стороне заказчика; договор с получателем медицинских услуг заключается всегда; договор об оплате медицинских услуг заключается с любым плательщиком; договор по поводу медицинских услуг обладает организационным (организующим) значением; договор по поводу медицинских услуг обладает юридическим значением; договор по поводу медицинских услуг обладает экономическим значением; договор по поводу медицинских услуг служит средством защиты законных интересов сторон; правомерные условия договора обязаны уважать стороны, а также любые третьи лица; условия, которые обязательно должен содержать договор по поводу медицинских услуг, могут быть установлены федеральными законом и подзаконными актами.[/spoiler]

avt-2005-10. Стародубов В.И., Лозовский А.В., Тихомиров А.В. Имущественный режим ценообразования на медицинские услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 2. – С.38-43.

[spoiler]Ценообразование на медицинские услуги относится к сфере самостоятельного распоряжения имуществом учреждения здравоохранения. Ограничения самостоятельного распоряжения имуществом при ценообразовании на медицинские услуги со стороны государственных и муниципальных органов, действующих от лица собственника, или плательщика – государственного внебюджетного фонда ОМС влекут возникновение у учреждений оснований защищать свои имущественные интересы.[/spoiler]

avt-2005-11. Тихомиров А.В. Предпринимательство в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 2. – С.44-49.

[spoiler]В целом, не предпринимательство угрожает бесплатности медицинской помощи в порядке социальных гарантий государства, а бездумное нормирование в этой сфере, непонимание существа предпринимательской деятельности и неопределенность понятия здравоохранения и предмета публичного управления в области охраны здоровья.[/spoiler]

avt-2005-12с. Иванов А.В., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Юридическое значение договора о возмездном оказании медицинских услуг // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 3. – С.20-28.

[spoiler]Юридическое значение договора о возмездном оказании медицинских услуг состоит в определении правомерного режима осуществления медицинской помощи – не только в экономических отношениях оплаты услуги, но и в отношениях по поводу здоровья; не только в соответствии с объективным правом (законом), но и с субъективным правом (волей правообладателя).[/spoiler]

avt-2005-13. Тихомиров А.В. Обеспечение исполнения обязательств в области охраны здоровья // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 3. – С.29-34.

[spoiler]В практике деятельности медицинских организаций обычно и условия договоров не являются формально определенными, и отклонения от них при исполнении обязательств весьма существенны, и стороны имеют несогласованные представления о взаимных обязательствах друг перед другом. Отсюда надлежащее исполнение любого обязательства может быть поставлено под сомнение, ненадлежащее исполнение может быть принято прекращающим обязательство, а договорные обязательства порождают внедоговорные.[/spoiler]

avt-2005-14. Стародубов В.И., Сидоров А.А., Родин О.В., Тихомиров А.В. Пути повышения и показатели готовности учреждений здравоохранения к приватизации // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 3. – С.38-44.

[spoiler]В целом, показатели готовности учреждений здравоохранения к участию в хозяйственном обороте и, как следствие – к реорганизации и участию в приватизации являются статическими, скрининговыми. Они отражают состояние хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения, а не динамику ее осуществления. Между тем динамику осуществления учреждениями здравоохранения хозяйственной деятельности сопровождает юридическая и экономическая основательность каждой отдельной хозяйственной операции, постоянный мониторинг внутрихозяйственного состояния и маркетинговой среды, осуществление контроллинга как инструмента управления и т.д., то есть достижение полной прозрачности хозяйствования на пути следования внутриорганизационным имущественным интересам и их отстаивания, в том числе, в судебном порядке. Обобщающим динамическим показателем готовности учреждений здравоохранения к участию в хозяйственном обороте и последующей приватизации является способность к рентабельности деятельности организаций, созданных в порядке преобразования учреждений здравоохранения.[/spoiler]

avt-2005-15. Тихомиров А.В. Договор о направлении работника на обучение // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 4. – С.2-7.

[spoiler]Прохождение обучения, завершающееся получением документа об образовании, не является единственно возможным путем профессионального совершенствования. Профессиональное совершенствование может достигаться без повышения образовательного уровня (например, освоение новой методики и/или новой аппаратуры в рамках существующих: профессии, специальности, квалификации). Соответствующий документ может служить не только свидетельством обученности, подготовленности – с ростом или без роста образовательного уровня, – но и свидетельством соответствия (подтверждения) имеющейся квалификации по профессии (специальности). Обучение за счет работодателя отнюдь не означает финансовую кабалу работника на соответствующий срок, поскольку, если обучение работника необходимо работодателю, работник может разделить или не разделить с работодателем бремя оплаты обучения, а, разделив, имеет возможность оспорить в суде эту кабальную сделку. Напротив, работодатель, сочетая повышение квалификации работника с созданием для него благоприятных условий для работы, достигает большего, чем понуждая его к оплате обучения, которое нужно работодателю как условие деятельности по лицензии.[/spoiler]

avt-2005-16. Тихомиров А.В. Вопросы юридического обеспечения управления медицинской организацией // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 4. – С.8-13.

[spoiler]Юридическое обеспечение корпоративного управления состоит не в пассивном выполнении заказов менеджмента, а в деятельном, активном проведении текущего анализа (мониторинга и скрининга) меняющейся ситуации, в центре которой находится организация, и в предвосхищающем возникающие потребности менеджмента предложении путей исправления позиции организации в конкретной ситуации. В этом смысле юридическое обеспечение управления организацией перестает быть внешней, отстраненной от бизнеса деятельностью и становится неотъемлемой, интегративной его частью, в большей мере содержательной, чем формообразующей.[/spoiler]

avt-2005-17. Стародубов В.И., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Экономическое значение договора о возмездном оказании медицинских услуг // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 4. – С.22-30.

[spoiler]Экономическое значение договора о возмездном оказании медицинских услуг заключается в том, что он оформляет отношения встречного перехода материальных благ, определяя, кто платит, за что платит, что получает взамен, насколько одно соразмерно другому, и обусловливает имущественные последствия несоблюдения соглашения. Договор устанавливает количественную меру взаимных приобретений сторон, а также последствий несоблюдения требований к нему действующего законодательства и содержащихся в нем условий.[/spoiler]

avt-2005-18с. Стародубов В.И., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Значение договора об оказании медицинских услуг в представлениях руководителей многопрофильных учреждений здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 4. – С.31-35.

[spoiler]Анализ представлений руководителей многопрофильных учреждений здравоохранения приводит к следующим выводам: 1) Договор является основанием оказания медицинской услуги только в частных организациях, а в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения – только если оплату производит сам пациент, охватывает только вопросы оплаты медицинской услуги и не заключается, если заключается договор обязательного медицинского страхования; 2) Договор служит средством защиты интересов плательщика за медицинские услуги; 3) В договоре об оказании и оплате медицинских услуг участвуют исполнитель, заказчик/получатель и плательщик, а также государственные и муниципальные органы; 4) Организационное (организующее), юридическое и экономическое значение договора не является очевидным.[/spoiler]

avt-2005-19с. Стародубов В.И., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Сравнительный анализ представлений организаторов и юристов о значении договора об оказании медицинских услуг // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 4. – С.36-40.

[spoiler]Сравнительный анализ ответов руководителей учреждений здравоохранения и юристов показал, что: 1) В практике организации здравоохранения принимается, что стороной договора с пациентом является медицинская организация, и договор по поводу медицинских услуг обладает юридическим значением; 2) Практика организации здравоохранения расходится с действующими установлениями закона в том, что медицинские услуги оказываются на основании договора, а не обращения пациента за медицинской помощью; в договоре пациент выступает на стороне заказчика всегда, а не только если сам оплачивает медицинскую услугу; договор об оплате медицинских услуг заключается исполнителем с любым плательщиком, а не только с получателем медицинских услуг; правомерные условия договора обязаны уважать не только стороны, а также любые третьи лица; 3) При наличии правил, установленных законом, практика организации здравоохранения их в себя не вобрала в том, что договор по поводу медицинской услуги является средством регулирования отношений сторон, а не средством регулирования отношений сторон с государственными и муниципальными органами; договор с пациентом должен охватывать все вопросы, существенные для сторон, а не только вопросы оплаты медицинской услуги; в договоре об оказании и оплате медицинских услуг участвует столько сторон, сколько обменивается взаимными предоставлениями, и не являются участниками договора государственные и муниципальные органы; договор с получателем медицинских услуг заключается всегда, и не может быть не заключен по той причине, что заключается договор обязательного медицинского страхования; договор по поводу медицинских услуг обладает не только юридическим, но и экономическим, и организационным (организующим) значением; договор по поводу медицинских услуг служит средством защиты законных интересов сторон, а не одной из них (исполнителя, получателя или плательщика); 4) Практика организации здравоохранения не только расходится с действующими установлениями закона, но и не обладает единством в том, всегда ли договор является основанием оказания медицинской услуги и какими актами общего действия могут быть установлены условия, которые он обязательно должен содержать; 5) В среднем с мнениями юристов совпадают мнения одной трети руководителей учреждений здравоохранения, не совпадают – двух третей; 6) Совпадающие с мнениями юристов мнения руководителей учреждений здравоохранения в целом расходятся почти в 4 раза, монопрофильных учреждений здравоохранения – в 2 раза; многопрофильных – почти в 10 раз; 7) Если между собой мнения руководителей моно- и многопрофильных учреждений здравоохранения различаются по сосредоточенности в 1,4 раза, то по сравнению с ответами юристов – в 1,8-2,6 раз. Во мнениях руководителей учреждений здравоохранения от моно- к многопрофильным последовательно проявляются тенденции отнесения договора к сфере платежных отношений, опуская отношения получения-оказания медицинских услуг; к сфере вне пределов системы ОМС («платных» услуг) или к сфере действия частных организаций, оказывающих медицинские услуги; к сфере подведомственности государственных и муниципальных органов.[/spoiler]

avt-2005-20. Родин О.В., Тихомиров А.В. Консолидированный бюджет: распоряжение деньгами или власть денег? // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 4. – С.41-43.

[spoiler]Затея с консолидированным бюджетом и ее продвинутый вариант – деление учреждений здравоохранения на бюджетные и ОМСтраховые – является основанной на перемещении возможностей распоряжаться денежными потоками, за счет чего осуществлять власть, от учреждений здравоохранения к органам управления здравоохранением. Несмотря на то, что это окрашивается в самые различные цвета целесообразности, нарушение закона налицо. Нарушение закона в последующем влечет лишь все большие от него отклонения – невозможно соблюдение закона в изначально незаконных условиях. Это сказывается имущественными издержками, когда нарушение закона неизбежно требует дополнительных ассигнований. Мер противодействия этому нет постольку, поскольку такого рода отклонения от закона культивируются только в отношениях между публичными органами и организациями, основанными на публичном имуществе. Подобные отношения органов управления здравоохранением с частными организациями в принципе невозможны – малейшее отклонение первых от закона влечет немедленное обращение вторых в прокуратуру или в суд. Что касается государства и граждан, то их интересы менее всего учитываются в отношениях публичных органов и организаций, основанных на публичном имуществе, хотя именно эти интересы и являются определяющими сам факт существования здравоохранения в целом. В результате приходится констатировать, что в настоящее время финансирование здравоохранения существует в отрыве от осуществляющего его публичного образования и от выгодоприобретателей, в пользу которых оно осуществляется. А кто как должен финансировать зарплату в учреждениях здравоохранения – это не вопрос права, это вопрос целесообразности, помноженной на борьбу интересов за власть денег. По формальным признакам учреждение здравоохранения может обращаться в прокуратуру или даже в суд, но легко предвидеть, как долго удержится на своем месте главный врач после этого. Начавшаяся подготовка к реформе бюджетной сети учреждений социальной сферы в целом и здравоохранения в частности сможет (если сможет) улучшить ситуацию. Чтобы не испытывать подобных затруднений в будущем, учреждению здравоохранения лучше при этом преобразоваться в автономную некоммерческую организацию. Показателем избавления от пережитков прошлого будет степень общности таких организаций с организациями изначально частными.[/spoiler]

avt-2005-21. Госович О.М., Иванов А.В., Родин О.В., Смирнов С.А., Харламов С.В., Тихомиров А.В. Медицинский бизнес и консалтинг: пути сближения // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 5. – С.6-11.

[spoiler]Развитие медицинского бизнеса, идущее не по пути его укрупнения, а по пути его расширения, на фоне усиления конкуренции неизбежно приведет к необходимости интеграции в такие функциональные комплексы с обслуживающим его потребности бизнесом, которые сделают их в сосуществовании более устойчивыми, а связи между ними – взаимовыгодными.[/spoiler]

avt-2005-22. Стародубов В.И., Сухов Ю.Ю., Тихомиров А.В. Организующая роль договора о возмездном оказании медицинских услуг в совершенствовании управления здравоохранением // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 5. – С.17-27.

[spoiler]Роль договора о возмездном оказании медицинских услуг в совершенствовании управления здравоохранением заключается в том, что он является таким отправным началом, которое позволяет, во-первых, дифференцировать функции органов управления здравоохранением – публично-правового контроля и надзора (Федеральная служба и ее территориальные подразделения) и оплаты медицинских услуг в частноправовых отношениях (Федеральное агентство и его территориальные подразделения); во-вторых, определить функции Федеральной службы и ее территориальных подразделений в отношении договорной деятельности хозяйствующих субъектов в рамках публично-правового контроля и надзора за соблюдением всеми из них единых и общих требований Правил оказания медицинских услуг, утверждаемых Постановлением Правительства Российской Федерации; в-третьих, определить задачи Федерального агентства и его территориальных подразделений как публичного плательщика в договоре в пользу граждан: 1) соразмерение эквивалентности величины оплаты и стоимости оплачиваемой медицинской услуги; 2) размещение денежных средств в зонах повышенной социальной значимости; 3) интенсификация оборота в области охраны здоровья.[/spoiler]

avt-2005-23. Тихомиров А.В. Правовые аспекты корпоративного управления медицинским стоматологическим бизнесом // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 6. – С.2-6.

[spoiler]Чтобы охватить всю совокупность необходимостей медицинского бизнеса, либо руководитель должен обладать множественными разносторонними познаниями, либо нужно содержать штат соответствующих специалистов. Ни того, ни другого бизнес не выдержит. Но руководители медицинских организаций и пользоваться аутсорсинговыми услугами как инструментом не умеют. Возникает разрыв между существующим предложением услуг и обращением медицинского бизнеса за ними.[/spoiler]

avt-2005-24. Стародубов В.И., Иванников Н.Ю., Тихомиров А.В. Социальная сфера и сфера обслуживания: проблемы управления // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 6. – С.7-15.

[spoiler]Применительно к управлению медицинским бизнесом изложенное вытекают следующие выводы: 1) Оно должно осуществляться как управление бизнесом. Деятельность по оказанию медицинских услуг является бизнесом постольку, поскольку является предпринимательской деятельностью, т.е. самостоятельной деятельностью хозяйствующего субъекта, осуществляемой на его риск и направленной на систематическое получение прибыли от оказания услуг. Эта деятельность предпринимается в конкурентной среде, подчиняется законам рынка и регулируется законами государства. Управление этой деятельностью ориентировано на имущественный результат (доход). Неэффективность такого управления выражается также имущественным результатом (убытками) и в конечном счете приводит к выбытию хозяйствующего субъекта с поля экономической деятельности (ликвидации). Управление бизнесом означает обоснованный расчет на имеющиеся ресурсы. 2) Оно должно осуществляться как управление малым бизнесом. По существу, управление малым бизнесом осуществляется как предкризисное управление. 3) Оно должно осуществляться как управление специфическим бизнесом. Управление бизнесом, спецификой которого является воздействие на здоровье в условиях связанности правилами медицины, предполагает организацию деятельности по оказанию медицинских услуг не только на основе экономических и юридических правил, но и правил медицины.[/spoiler]

avt-2005-25. Родин О.В., Тихомиров А.В. Приобретение средств производства при недостаточности оборотных средств // Главный врач: хозяйство и право. – 2005. – № 6. – С.30-38.

[spoiler]При недостаточности оборотных средств средства производства могут быть приобретены медицинскими организациями на условиях договоров различных видов в зависимости от потребностей, удовлетворяемых подобными приобретениями. Если приобретенные таким образом средства производства позволяют не только возвратить заемные средства, но и получить дополнительную прибыль, то остается рассчитать, договор какого вида обеспечивает извлечение наибольших выгод. При этом не стоит забывать, что многочисленная судебная практика свидетельствует о том, что преимущества от подобных приобретений легко могут трансформироваться в крупные материальные потери, если не подойти надлежащим образом к оформлению своих правомочий по указанным сделкам и грамотному юридическому сопровождению на стадии реализации последних.[/spoiler]